Уважаемые родители выпускников!
Ваши дети, а вместе с ними и вы, вступили в ответственный период жизни – период подготовки к сдаче Единых Государственных Экзаменов (ЕГЭ). Экзамены – это самый настоящий стресс. Стресс - это реакция мобилизации всех физических и психологических сил человека, активизации его опыта преодоления кризисных ситуаций. Преодолевая стрессы, человек развивается, взрослеет.
Очень важно помочь и поддержать ребенка перед экзаменами. Чуткие и любящие родители нужны ребенку в любом возрасте. Но важно знать и понимать, как именно можно помочь своему ребенку, не навредив ему. Здесь важны все составляющие, и сон, и занятия, и отдых, и, конечно, атмосфера в доме.
Для начала нужно понять, насколько ваш ребенок способен переносить стрессы. После этого важно правильно построить процесс подготовки и тренировки к ЕГЭ.
Подростки с хорошей переносимостью стрессов:
- С детства отважны, не только не боятся риска и опасностей, но и стремятся к ним.
- Отличаются большим интересом ко всему окружающему, все исследуют.
- Самостоятельно учатся уже с начальных классов, а при переходе в средние классы их успеваемость не снижается и даже улучшается.
- Им всегда нравятся самые разные ситуации испытания их способностей, знаний и умений – они предвкушают их, как спортсмены ждут важных стартов.
- К прежним экзаменам они готовились самостоятельно и показывали хорошие результаты.
- Во время контрольных и экзаменов они волнуются, но это делает их более собранными, ускоряет мышление и сообразительность.
- Они с удовольствием делятся с ыами своими достижениями, в том числе в учебе и на экзаменах.
- Неудачи на экзаменах не вызывают у них переживаний своей неполноценности, пессимизма, они «не опускают руки», а, наоборот, у них возникает азарт, стремление достичь успеха.
Помощь родителей.
Такие ребята требуют подхода к ним как к взрослым. Ваша поддержка должна сводиться к активизации у детей имеющихся ресурсов преодоления стрессов. В основном Вашу помощь можно сфокусировать на следующих пунктах:
- психофизиологическая помощь,
- питание – регулярное, лучше 5 раз в день, но не есть перед сном,
- больше витаминов – овощей, фруктов, ягод (брусника, клюква, черника, черная смородина), лимонов и апельсинов,
- режим дня: не заниматься по ночам – заканчивать занятия не позже 22:00; перед сном - около часа отдыха и переключения внимания; сон не меньше 8-ми часов,
- оптимально заниматься периодами по 1,5 часа с получасовыми перерывами и с применением в них приемов переключения внимания,
- домашняя физиотерапия: прохладный или контрастный душ с утра; вечером – успокаивающие теплые ванны (хвойные, ароматизированные); массаж головы и шейно-воротниковой зоны (утром – интенсивный, стимулирующий, вечером – слабыми прикосновениями, успокаивающий).
Помощь репетиторов.
Этот вид помощи не является обязательным, решение о нем принимается после консультации с преподавателями с решающим словом за ребенком. Начинать занятия надо с тех предметов, по которым он чувствует себя менее уверенно. При занятиях с репетиторами не следует забывать про самостоятельную работу. Твердые знания получаются только после того, как ребенок сам попробовал выполнить те или иные задания.
Методы переключения внимания в перерывах между занятиями:
- Прослушивание музыки, успокаивающей подростка.
- Чтение книг или просмотр фильмов – приключения, юмор.
- Непродолжительные занятия спортом под бодрящую музыку.
- Непродолжительное общение с друзьями по телефону.
- Волевая мобилизация - проанализируйте вместе с ребенком способы, с помощью которых он начинал впоследствии успешные для него дела и как поддерживал себя при возникновении препятствий и трудностей.
Семейная психотерапия.
Общайтесь как можно чаще с ребенком! Например, в перерывах между его занятиями, за совместной трапезой, вечером перед сном.
Подводите позитивные итоги дня – вечером за чаем вы можете рассказывать ребенку, что самого успешного было у вас за день, и попросить его рассказать о своих успехах в подготовке к экзамену.
Расскажите ребенку о своих экзаменах и испытаниях, о том, как вы сами справлялись с волнением и побеждали.
Подростки с низкой переносимостью стрессов.
- С детства некоторые подростки отличаются страхами: боятся оставаться одни, страшатся темноты, животных, высоты, незнакомых.
- Позже, при подготовке к школе и в младших классах, к ним присоединяются страхи проявить инициативу, самостоятельность, начать дело, допустить ошибку, страх оценки результатов, ответов на уроке, особенно – у доски.
- Чтобы избежать стрессов, связанных с испытаниями, дети пытаются избежать их (например, просят освобождения от экзаменов), сказываются больными.
- Стараются оттягивать приготовление домашних заданий под разными предлогами.
- На контрольных и экзаменах они сильно переживают, и у них ухудшается мышление («ничего не могут сообразить»); в результате они не решают даже те задачи, которые в спокойной ситуации решили бы без труда.
- Они пытаются скрывать от родителей свои неудачи в учебе, отчего развиваются навыки защитной лживости.
- Подолгу переживают из-за низких оценок или, наоборот, плохие оценки не вызывают у них стремления их улучшить, а лишь обостряют попытки уклониться от учебы.
- Ранее имели периоды трудностей в учебе и ухудшения успеваемости – в начале учебы в 1-2-м классе, при переходе в 5-6-е классы, при усложнении программы в 8-9-м классах.
Помощь родителей.
Подростки с низкой переносимостью стрессов и неразвитой способностью к учебе нуждаются в непрерывной поддержке родителями и в длительной подготовке к ЕГЭ – в течение всего года учебы, или даже лучше – в течение 10-11-го классов.
Нужно понимать, что если ваш ребенок попадает в эту группу, то проблема более глобальна, чем просто сдача экзаменов. Это проблема становления личности. И только семья способна помочь или еще более усложнить ситуацию.
Старайтесь найти контакт со своим ребенком. Попробуйте понять, чего ему хочется, что ему нужно на самом деле. Зачастую, детям с проблемами в учебе нужна просто любовь и внимание родителей.
Возьмите отпуск. Проведите его с ребенком. Уделите ему внимание. Сходите с ним в кино или театр. Свозите его в интересное место. Займитесь с ребенком его хобби. Попробуйте принять его увлечение, даже если это прослушивание музыки или катание на скейтборде! И самое главное, создайте себе прочный авторитет, основанный на уважении и понимании. Ни в коем случае не на страхе! И только после этого можно попробовать помочь ребенку в подготовке к ЕГЭ. Помните, что без такого авторитета, вся ваша помощь будет ребенку в тягость и будет только мешать и создавать дополнительный стресс.
Удачи вам, дорогие родители, в этом нелегком деле воспитания детей