Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Министерство просвещения Российской Федерации

 

Как помочь ребенку определить, каковы его жизненные и профессиональные предпочтения.

 

"Секрет успеха состоит не в чем ином, как в выполнении того, что вы можете делать хорошо, и в хорошем выполнении того, что вы делаете, без всякой мысли о славе."

Лонгфелло

О значимости правильного жизненного и профессионального выбора писали многие великие мира сего. Они считали и считают, что главное в жизни человека - найти свой путь, способ проживания в мире. Обратите внимание на эпиграф, о чем он? - Конечно же, о том, как стать и быть счастливым.

С. Смит, английский экономист и философ, утверждал:

"В мире не родится ни одного человека, работа которого не родилась бы вместе с ним". Это и есть человеческое предназначение, реализация которого приводит к выявлению своих намерений и определению способов самореализации. Недаром в Священном писании каждый человек призывается служить друг другу, каждому тем даром, который ему дан.

Очень важно найти свое дело, призвание. Как трудно идти на работу, которая вас не удовлетворяет, становится для вас тем тяжким жребием, который вы ненавидите. А ведь на работе мы проводим треть и даже более времени - причем, самого продуктивного времени суток. Разговор об этом в семье имеет очень важное значение, ведь дети доверяют родителям, их опыту, прислушиваются к их мнению.

Об этом высказывание Д.Р.Лоуэлла, американского поэта-романтика: "Никогда не покидайте вашего таланта. Будьте тем, чем предназначила вам природа, и вы будете иметь успех". Конечно, спектр возможностей человека очень широк, но все же есть направление, в котором человек будет более успешен.

Очень интересно высказывание Эдисона: "Гений - это 99% пота и один процент вдохновения". Есть также книга Г. Лоу "Неужели я гений?", в которой утверждается, что каждый человек может в самореализации достигнуть огромных успехов.

Дело в том, что есть гении от Бога, а есть - оттого, насколько целеустремленно человек развивает свои возможности, задатки. Каждый человек, в том числе и учащиеся, тяготеют к тому или иному виду гениальности.

Да, гении от природы или, как говорят, от Бога, - Моцарт, Рафаэль, Микеланджело, А.С.Пушкин и др. - творят так, как поют птицы, - страстно, самозабвенно, естественно, непринужденно. Так, Баха однажды спросили: трудно ли писать музыку? На что великий композитор ответил отрицательно, добавив: "Главное - вовремя нужным пальцем попасть на нужную клавишу".

В исторической веренице выдающихся людей - гениев от себя - мы видим поначалу застенчивого, косноязычного Демосфена, ставшего затем величайшим оратором Греции. Здесь же и гигант Ломоносов, преодолевший свою великовозрастную неграмотность, и поразительный Ван Гог.

Многие из этих людей в детстве и юности производили впечатление малоспособных. Джеймс Уатт, Джонатан Свифт Гаусс, Эдисон, Эйнштейн смогли достигнуть успехов благодаря огромной работе над собой. Гегеля его учителя определили как совершенно не способного к философии. Ньютону не давалась школьная математика и физика. Гельмгольца учителя признавали, чуть ли не слабоумным.

У гениев от себя обычно преобладает несокрушимая воля, неуемное стремление к творению, колоссальная жажда знаний и деятельности, феноменальная целеустремленность и работоспособность.

Наши человеческие возможности безграничны, мы используем, по мнению ученых, только 3 - 5% своих возможностей. Главная причина неуспехов многих - не перегрузка,

а недогрузка мозга. Знаний подчас предлагается много, но ведь главное - не усвоить знания, а переработать их, комбинировать известное со вновь изучаемым, увидеть в обычном необычное, не познанное человечеством.

   Родители призваны рассмотреть и помочь ребенку открыть в себе ту искру Божью, которой он одарен, чтобы он состоялся, стал и был интересным человеком, счастливым Творцом и Созидателем.

Т.Карлейль в свое время писал: "Блажен тот, кто нашел свое дело; пусть он не ищет другого блаженства. У него есть дело и цель жизни".

Это дело у каждого свое. Не давите на ребенка, не предлагайте ему вуз, ссуз просто потому, что он в вашем городе, потому, что ребенок находится под присмотром. Позвольте своим уже взрослым юноше, девушке понять себя, самоопределиться, чтобы выбрать свой путь.

От чего зависит выбор ученика, в чем ему надо помочь? - Прежде всего, в выявлении направленности своих интересов, того направления самореализации, которое ему более всего подходит.

Есть много всяких анкет, опросников, тестов, которые помогают учащемуся понять себя. В образовательном учреждении эти виды самоизучения ему будут предложены. Вам, родителям, просто необходимо проанализировать вместе с ребенком результаты этого самоизучения, подсказать, как можно реализовать свои уникальные возможности.

На первых порах вашим ребятам необходимо определиться, в какой сфере - "человек-человек", "человек - знаковая система", "человек - техника", "человек - художественный образ", "человек - природа" каждый может более всего реализовать себя. Но это только первая прикидка. Иногда, судя по данным опросникам, интересы ребят отличаются неопределенностью, ситуативностью, сумбурностью. И тут роль родителя - проанализировать, какие виды деятельности для него более предпочтительны, в чем он более успешен - очень велика.

Предстоит кропотливая работа по самоопределению. Но без этого ваш учащийся не сможет определиться в тех формах профильной подготовки, которые ему необходимо избрать для успешного поступления в вуз, ссуз, для сдачи ЕГЭ.

         Необходимо наметить вместе с ребенком примерную область предпочтений, которые помогут ему в дальнейшем, более точном самоопределении.

         Ребятам в школе могут быть предложены советы по самореализации, в обсуждении которых дома вы можете принять активное участие.

1. Основной момент - осознать дистанцию между желаемым и действительным, чтобы спланировать свои действия по самореализации, а затем составить индивидуальную образовательную программу.

2. Постарайтесь выделить главное при планировании своих действий, отделите главное от второстепенного.

3. Помните: управлять своей жизнью - значит оценивать ситуации с точки зрения целей, обеспечить высокий уровень самоактивности, избегать несобранности, усталости.

4. Важно постоянно помнить о главном - не пропустить возможностей, предоставляемых людьми и обстоятельствами, "не упустить шанс".

5. Эффективно используйте свое время - не распыляйтесь на пустяки.

6. Стимулируйте творческий подход - не просто заучивать, но работать на свою идею самореализации.

7. Умейте работать в группе, ибо сотрудничество, сотворчество - это тот шанс, который подарен человеку для его духовно-нравственного и интеллектуального обогащения.

8. Умейте распределять свое время и не позволяйте себе отступать от режима работы по самоподготовке к вузу, ссузу.

Список литературы

1. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990. - 159 с.

2. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 224 с.

3. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1996. - 400 с.

4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2007. - 302 с.

5. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. - М.: Знание, 1983. - 95 с.

6. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск: МГУ, 1993. - 56 с.

Меню