Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Министерство просвещения Российской Федерации

 

     Конец восьмидесятых - начало девяностых годов прошлого столетия. Начинается новый этап в развитии образования. В городах России появляются  учебные учреждения: лицеи, гимназии, колледжи.

Лицей.… Какое-то незнакомое тогда, очень древнее слово, которым называлось учебное заведение. И вдруг какой-то маленький городок в Иркутской области… Лицей в Зиме? Но поверили в новое дело городские власти, заведующая городским отделом народного образования Г.В. Немокаева, директор межшкольного учебного комбината Р.Н. Мазурова – это она взяла на свои плечи всю организацию по созданию на базе УПК Зиминского лицея. Г.В. Немокаева, говорила: "Лицей городу нужен – это однозначно. Мы должны дать ребятам, которые хотят и могут здесь заниматься, все для творческого роста. И сегодня перед отделом народного образования, руководством лицея стоит главная задача – создать все условия для успешной его работы. Будем решать вопросы обеспечения помещением, кадровые вопросы, улучшения материально-технической базы и многие другие…" Эти люди правильно поняли в то, уже столь сложное время, что надо в корне менять отношение к образованию, сохранять интеллект в России даже в таких маленьких городах, как наша Зима. Настороженно отнеслись тогда к появлению лицея родители, совсем не воспринимали педагогические коллективы. В мае 1991 года принято решение об открытии лицея, а уже 2 сентября он был открыт. Задумывалось учебное учреждение  как школа для способных детей. Всего  учащихся 10 класса было 20 человек. В корпусах хорошие аудитории, новая мебель, домашняя обстановка.

 

     Большой вклад в развитие лицея внесли директора: 

С 1991 – 1999 г. г.– Мазурова Раиса Николаевна

с 17.04.2000-24.10.2000 г.г. – Самсонова Галина Петровна

с 25.10.2000-24.08.2001 г.г.– Полынцева Галина Александровна

с27.08.2001 – 07.12.2003 г.г. Колесникова Наталья Олеговна

с 08.12.2003 г. – Мутовина Елена Леонидовна

      В первый учебный год в лицее не было своих учителей, работали совместители лучшие учителя школ города. Но уже в следующем учебном году  свою педагогическую деятельность в данном учебном учреждении Гришук Мария Васильевна, Диагенова Татьяна Николаевна, Попова Нина Георгиевна, Мусина Татьяна Анатольевна, Федорова Евгения Георгиевна, Кашкина Галина Викторовна, Бронникова Екатерина Александровна и другие. Одни учителя приходили со своими программами, другие – с авторским взглядом на государственные учебные

 программы. Но все они становились соавторами общего устройства лицея.

Первыми учителями были:

Бузницкая Галина Алексеевна – заместитель директора по учебной работе;

Хусаинова Софья Михайловна - заместитель директора по воспитательной работе;

Градович Тамара Михайловна - заместитель директора по научной работе;

 

Федорова Евгения Георгиевна – учитель русского языка и литературы;

Станкевич Валентина Мартыновна - учитель русского языка и литературы;

Попова Нина Георгиевна – учитель математики;

Бекетова Светлана Зиновьевна – учитель географии;

Цыпленкова Галина Константиновна – учитель химии;

Гришук Мария Васильевна – учитель иностранного языка;

Кашкина Галина Викторовна – учитель физики;

Секира Марина Михайловна – учитель биологии;

Краснянская Галина Федоровна – учитель истории;

Трофимова Тамара Георгиевна – учитель информатики;

Филиппова Наталья Николаевна – учитель машинописи и делопроизводства;

Ковалева Галина Сергеевна – классный воспитатель;

Сухарева Ольга Владимировна – фельдшер, учитель ОБЖ.

Лицей включает две ступени обучения:

1 ступень (7-9 класс) предусматривает получение неполного среднего образования и начальной подготовки по профессии.

2 ступень (10-11 класс) предполагает получение углубленной профессиональной подготовки и высокого уровня среднего образования, необходимого для поступления в средние и высшие учебные заведения.

Учебный год делится на семестры, после каждого из них – зачетно-экзаменационная сессия. У лицеистов на руках такие же, как у студентов, зачетные книжки. Занятия проходили по пятидневной неделе, уроки продолжительностью  40 минут, в субботу проводили различные мероприятия: походы и спартакиады, занятия в клубах по интересам, бассейн, работа и отдых на подсобных хозяйствах, посещение выставок.

       Поступали в лицей учащиеся  8 и 10 классов, численность 13-15 человек, значит, учитель может дойти до каждого, а учителя здесь неординарные, творческие люди. Спецкурсы вели преподаватели Иркутских вузов. Обучение в лицее осуществлялось по двум профилям: гуманитарному и техническому. Отсюда и более углубленные знания, чем в школе по предметам, спецкурсы: "Мировая художественная культура", "Экономика  и менеджмент", изучение психологии, курс "Логика и эстетика" и т.д.

        Профессиональная подготовка лицеистов осуществлялась  по специальностям: младшая медицинская сестра, воспитатель детского сада, электромонтер, сварщик, штукатур-маляр, столяр, в 1995 году всем выпускникам лицея вручали квалификационные удостоверения: секретарь – делопроизводитель, оператор ЭВМ и младшего менеджера. По желанию каждый лицеист мог получить водительские права категории "А", "Б", "С".

     В 1994 года  впервые прошла лицейская научно-практическая конференция. С докладами выступило 17 учащихся.

     1995 году создано научно лицейское общество (НЛО), проведена вторая научно-практическая конференция в лицее.

     Впервые лицеисты участвовали в Российской программе "Шаг в будущее", в коллоквиуме "Молодежь. Творчество. Россия".

  

     Первооткрывателями,  в прямом смысле слова, проложившие  ребятам путь для участия во Всероссийской научно-практической конференции молодежи и школьников "Шаг в будущее" были  учителя математики  Бронникова Екатерина Александровна, Попова Нина Георгиевна, Фадеева Лариса Анатольевна, физики – Кашкина Галина Викторовна, где их ученики заняли призовые места (три дипломанта).

     С 1998 года на базе Зиминского лицея стали проходить городские научно-практические конференции учащихся школ города и района по программе МГТУ им. Баумана "Шаг в будущее",  в состав жюри входили преподаватели ИГУ, ИГПИ, ИГТУ.

     Ещё одним нововведением в лицее по инициативе заведующих кафедр естественно-научного и гуманитарного циклов Е.Л. Мутовиной  и Т.Н. Диагеновой стал интеллектуальный марафон, в котором каждый учащийся мог проявить свои способности в той или иной области знаний.

     Великий поэт А.С. Пушкин говорил: "В начале жизни школу помню я…",  этим он определил значение школы в жизни человека, поэтому педагогический коллектив сделал все, чтобы ребята чувствовали себя комфортно,  находили здесь тепло и заботу.

      Основными приоритетами в воспитательной работе лицея стали: приобщение ребят к нравственности как к первооснове человека, постоянное стимулирование внутренней духовной работе каждого ученика и побуждение его к творческому отношению к своему делу, к окружающему миру.

     Средством воспитания стала лицейская республика, созданная на основе содружества детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью, образом жизни. С 1993 года в лицее начинает складываться Президентское правление. Впервые была проведена предвыборная кампания по избранию Президента. Первым Президентом лицейской республики становится Юлия Анисимова. Именно в эти годы разрабатываются Конституция Лицейской республики, символика  лицея, права и обязанности Президента, министров, лицеистов, граждан лицейской республики. Лицейская республика – это единый сплоченный коллектив учащихся, где первостепенное значение предается созданию и развитию лицейского братства, лицейского духа, лицейских традиций, где каждый живет интересами лицея, болеет и переживает за его дела, за успехи и неудачи и где все имеют возможность участвовать в управлении лицея, защищать его честь.

      В 1995 году разработаны Правила поведения учащихся в лицее, а затем "Кодекс чести лицеиста".

     Совершенствовалась система работы органов самоуправления, для стимулирования жизнедеятельности классных коллективов разработана система "Кредит" с поощрительными и штрафными баллами по определенным критериям лицейской жизни. В целях эффективного сотрудничества между ученическим и педагогическим коллективами в учебно-воспитательном процессе впервые подписывается Соглашение.

  Памятным и торжественным для всех лицеистов остается "День лицея" 19 октября. Это день встречи лицеистов,  день посвящения новых ребят в лицейскую семью. Именно в этот праздник ребята как бы вновь встречаются с Пушкиным-лицеистом, его друзьями, произносят слова клятвы перед товарищами, учителями о верности Отчизне, лицею, клятву дружбы, взаимопомощи.

     Интересно проходят ежегодные кинофестивали «"Лицейская осень", День Учителя, или как мы его называем, "День Дублёра", Новогодний бал, "Рыцарские турниры", "Как много девушек хороших", много выдумки и фантазии проявляют ребята при организации праздников. Интересно проходят лицейские интеллектуальные игры: "Что? Где? Когда?", "Брейн-ринг", "Счастливый случай", "Умники и умницы" и т.п.

     Для укрепления здоровья лицеистов проходят Дни Здоровья на лыжной базе, остове Муринском, поездки в бассейн города Саянска.

     Ежегодно проходит конкурс "Лицеист года", о многом можно рассказать, но мы убеждены, что ребятам в лицее некогда скучать. Мы постоянно в поиске новых интересных форм общения, сотрудничества.

      С 1994 года лицеисты ежегодно принимают участие в зимних, летних сборах областной школы социального успеха по программе "Школа молодого лидера", "Время взрослеть" и многие из ребят занимались в  группах и получали индивидуальные консультации  у  психологов – руководителей программы.

     В лицее много замечательных педагогов и детей и по сей день. Дух любого образовательного учреждения определяется одержимостью, преданностью делу, людям, с которыми ты работаешь. Если ты работаешь неинтересно, то неинтересно будет всем, и самое страшное – скучно станет детям. А лицей – это определенный дух, это стиль жизни.

 
 

Меню