Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Министерство просвещения Российской Федерации

 

1. Что такое одаренность?

Одаренность – это в психологии особенный уровень развития личных способностей. Сегодня к вопросу одаренности существует постоянный интерес, как в области науки, так и в обществе. И не всегда известные люди, которых считают гениями, действительно гениальны с точки зрения науки. Даже Александр Македонский, которого обыватель наверняка посчитает гением – таковым вряд ли являлся, он был всего лишь успешным учеником истинного гения Аристотеля. И сегодня часто это результат не личных способностей, а помощи закулисных сил – коучей, тренеров, пиарщиков, целой команды профессионалов. Без нее человек не сможет быть так исключительно успешен в своем деле.

Одаренность - это явление, известное даже детям. У них спросили, что они знают об одаренности, и вот что они ответили: «Одаренность – это талант, когда у тебя что-то очень хорошо получается». «Одаренность – это когда у человека особый дар, например, пения». Это понимание соответствует житейскому понятию одаренности у взрослых. Однако, как раскрывает наука понятие одаренность?

Одаренность в психологии – это, то свойство, которое позволяет своему обладателю достигать незаурядных результатов в деятельности. Это может касаться как одной, так и нескольких сфер жизни, в которых одновременно может быть одарен человек. Яркую, редчайшую по своей выраженности одаренность, когда человек настолько значительно отличается от остальных в своих результатах деятельности, что совершает прорыв в интересующей его области или даже в нескольких – называют гениальностью.

2. Одаренный ребенок

Одарённых детей часто называют «вундеркиндами» (от немецкого «чудо-ребёнок»), но эти понятия следует различать. 

Одарённые дети отличаются высокой нормой развития, то есть потенциалом, который может развиться в талант или заглохнуть. Одарённым в той или иной сфере считается каждый пятидесятый ребёнок.

Вундеркинды же с ранних лет опережают нормы развития и демонстрируют культурно значимые достижения. Например, Вольфганг Амадей Моцарт создал свои первые фортепианные произведения в пять лет, а математик Блез Паскаль в девять написал научный трактат. Вундеркинд рождается один на миллион человек. 

Детская одаренность – как ее выявить? Часто одаренность соседствует с высоким IQ, что утверждает о причинно-следственной последовательности между ними. Методики измерения IQ выявляют общий усредненный показатель развития различных способностей и скорее измеряют адаптивность, умение быстро ориентироваться в новой информации. Существует шутка, что тесты IQ измеряют способность проходить тесты IQ, и здесь есть доля правды.

Для выявления одаренности ребенка психологи концентрируют внимание на параметрах «хочу» и «могу», то есть наличии мотивации к определенной деятельности, интересу и удовольствию от нее, проявлении этой мотивации в деятельности, что является уже видимыми результатами способностей. Рассмотрим подробнее.

Мотивационная сторона одаренности как «хочу» определяется в том, что ребенок избирательно с большим вниманием реагирует на отдельные стимулы. Например, при звуках музыки прислушивается, замирает и способен долго слушать звуки музыки вместо игр. Либо подолгу и различными способами рисует и получает удовольствие именно от процесса, а не от похвалы взрослых за красивый рисунок. Сюда относятся и вдохновение к собиранию конструктора и необычные творческие решения в игрушечном строительстве; детская увлеченность танцами и спонтанное проявление себя в движении; интерес к природе, желание подольше понаблюдать за животными или растениями, ухаживать и изучать их. Ребенок готов не только интересоваться, но и хочет, стремиться довести свое увлечение до высшего результата, пика совершенства, получает от этого личное удовлетворение. Все эти стремления являются вложениями энергетических ресурсов в выбранную сферу и обязательно имеют свои результаты, связанные уже со следующим признаком одаренности – аспектом деятельности.

Деятельностная сторона одаренности как «могу» помимо того, что является продолжением желания заниматься определенной деятельностью и вследствие этой мотивации логично приводит к высоким результатам, также еще связана и со способностями быстро и успешно усваивать информацию, находить новые нестандартные решения, углубляясь в деятельности и поставив перед собой целей более сложные.

Одаренность в определенной сфере проявляется в собственном стиле действий, личном почерке мастера, подтверждающем его самобытность и творческую природу способностей в противовес просто заученным способам действий. Результатом такого индивидуального стиля является уникальный продукт деятельности. Также к этому аспекту относится глубокое понимание предмета, системность знаний о нем, способность изучать с любых сторон и переходить от простого к сложному и наоборот. Здесь стоит сказать, что психологи определяют одаренность как умение создать новые смыслы. В этом понятие одаренности пересекается с креативностью и творческим мышлением.

3. Типы одарённости

Единой классификации не существует, но чаще всего психологи выделяют пять типов одарённости:

-Интеллектуальная одарённость характеризуется повышенной наблюдательностью, концентрацией внимания и способностью анализировать информацию. Такие дети отличаются высоким IQ, обладают сильным критическим мышлением и, как правило, преуспевают в каком-то одном предмете.

-Академическая одарённость подразумевает отличную память. Такие дети легко усваивают школьный материал, могут обучаться самостоятельно, потому что процесс учёбы приносит им удовольствие. Как правило, они способны пройти программу нескольких классов за один учебный год.

-Креативная одарённость может проявляться в богатой фантазии и нестандартном мышлении. Частный случай — творческая одарённость, то есть склонность детей к рисованию, танцам, музыке, стихосложению, актёрскому мастерству и другим искусствам.

-Социальная одарённость заключается в наличии лидерских качеств, высоком уровне эмпатии, интуиции, яркой харизме. Такие дети могут непринуждённо общаться с людьми разных возрастов и часто обладают врождённым эмоциональным интеллектом — восприимчивостью к чувствам других.

-Психомоторная одарённость предполагает опережающее возраст физическое развитие. Такие дети с ранних лет проявляют интерес к подвижным играм и спорту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

В настоящий момент идёт процесс подготовки массового внедрения ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях и наблюдается противоречие между требованиями к результатам овладения личностных универсальных учебных действий и отсутствием единых измерителей личностных результатов учащихся  в процессе самоопределения.

С ноября 2013 г. МБОУ «Зиминский лицей» участвует в работе проекта ОГАОУ ДПО ИРО «Сетевая модель внутришкольных систем оценки образовательных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования» с темой «Разработка единой системы диагностики (оценки) развития личностных результатов в процессе самоопределения обучающихся». Одной из задач является разработка процедур, инструментария и критериев оценки личностных результатов.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:

личностное, профессиональное, жизненное   самоопределение;

смыслообразование;

нравственно-этическая ориентация, исходя из социальных и личностных ценностей.

В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание мы уделяем готовности и способности учащихся к самоопределению на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования. 

Так как 7-9 классы, 12-15 лет –  это этап самоопределения и индивидуализации,период наибольшей социальной активности и самоопределения в рамках основной школы. Дети активно осваивают все ее пространство, работают в разновозрастных группах, интенсивно ищут свои интересы предпочтения. Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентации и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности.

Как правило, разные виды внеучебной деятельности связаны с приобретением школьником реального социального опыта. Именно благодаря этим видам деятельности и формируется здесь и сейчас социальный опыт подростка.

Поэтому для отслеживания личностных результатов учащихся на внеурочных мероприятиях была разработана «Карта наблюдения за особенностями личностных результатов учащихся 7-9 классов».

В данной карте представлены три блока:

1.    особенности самовыражения ребенка (поведение и эмоции);

2.    особенности общения (со взрослыми, со сверстниками, особенности работы в группе);

3.    мотивация (особенности мотивов, виды мотивов).

Карта была апробирована на нескольких внеурочных мероприятиях учащихся 7 класса. После чего происходило обсуждение о полученных результатах с теми, кто оценивал мероприятия.

 Так как данная карта очень объемная, то целесообразно разбить ее и наблюдать во время внеурочных мероприятий за показателями отдельных блоков. Карта заполняется  одним или несколькими экспертами (наблюдателями). Соединив воедино Карты наблюдения можно проследить особенности личностных результатов в целом и их динамику.

Таким образом, выбранные методики помогают выявить особенности личностного развития учащихся и являются частью системы диагностики (оценки) развития личностных результатов учащихся в процессе самоопределения.

 

 

 

 

Карта наблюдения

за особенностями личностных результатов учащихся _________ класса

 

Ф.И.О. учителя__________________________________________________________ Дата: ________________________________

Название мероприятии_________________________________________________________________________________________

Форма проведения_____________________________________________________________________________________________   

 

 

 

№ п/п

 

 

                       Ф.И. обуч-ся

 

Характеристика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

I.                   Особенности самовыражения ребенка

11.1

1.Поведение

Активность, яркость, инициатива в выборе деятельности и партнера, открытость, любопытство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2

Пассивность, замкнутость, безразличие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3

Беспокойство, возбудимость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества опирается на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делает выбор, какой поступок совершить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5

Регулирует своё

поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6

Оценивает жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносит их с общепринятыми нормами и ценностями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.7

Оценивает (поступки) в предложенных ситуациях, отмечает конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1

2.Эмоции

Положительно окрашенные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2

Негативные (тревога, печаль, агрессия и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3

Частая смена эмоций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.                Особенности общения

 

 

3.1

3. Особенности общения со взрослыми

Непосредственность, искренность, эмоциональная близость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2

Ощущение дистанции, понимание условной роли учителя, послушание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3

Неприятие роли учителя, отсутствие дистанции, негативизм, агрессивность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.1

4. Особенности общения со сверстниками

Личностное общение:

Заинтересованность в сверстнике, контактность, доброжелательное отношение, личные симпатии, дружба

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2

Трудности в становлении контактов, конфликтность, агрессивность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3

Неуверенность в себе, застенчивость, обидчивость, тревожность, трудности в установлении контактов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.4

Принимаетдругие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.5

Деловое общение

Легкость в установлении деловых контактов, понимание общей задачи совместной деятельности, наличие децентрации (умение выслушать другого, понять его точку зрения), адекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.6

Непонимание смысла делового общения и своей роли в нем, отсутствие децентрации, неадекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Особенности работы в группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.1

Пытается организовать детей своей группы, чтобы добиться совместного выполнения задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.2

Не стремиться работать сообща, предпочитает работать в одиночку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.3

Стремиться делать все по-своему, не считаясь с мнением других детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.4

Полностью подчиняется другим детям группы, не пытаясь проявить себя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.5

Может разрешить острый конфликт, успокоить и привлечь всех к работе, привести группу к результату

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.6

Длительно и устойчиво активен в процессе решения и представления результатов, постоянно корректен, считается с чужим мнением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.7

Активен, логичен, вежлив в процессе решения (но не всегда при представлении результата); слушает других, но может не посчитаться с их мнением, может вспылить, обидеться, отказаться от работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.8

Не очень активен, реагирует только на знакомый материал. Высказывается сам, но не слышит других, нарушает нормы вежливости, пытается навязать свое мнение остальным

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.9

Почти не высказывается, соглашается с любым мнением или никак не реагирует

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.             Мотивация

 

6.1

6.Мотивация

Особенности мотивов

Заинтересованность содержательной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.2

Заинтересованность эмоциональной, игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении разнообразными видами деятельности, игрой)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.3

Заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.4

Заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.5

Отсутствие интереса к мероприятию (познавательная пассивность, отсутствие любознательности)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.6

Виды мотивов

Мотивы достижения успеха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.7

Мотивы избегания неудач

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.8

Мотивы не выражены (альтернативные мотивы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«+» результат достигнут;

 «!»  находится в стадии формирования;

 «–»  не достигнут.

 

 

Подкатегории

Полезные ссылки для выпускников 11 класса на сайте Института развития образования Иркутской области

Выпускникам и родителям

Правила заполнения бланков

Конфликтная комиссия

(Сроки приема апелляций о несогласии с выставленными баллами и время заседания конфликтной комиссии)

 

 

График проведения родительских собраний в МБОУ "Зиминский лицей"

по теме "Результаты ГИА – 2020"

1.      Общелицейское родительское собрание.

Публичный отчет по самообследованию "Проблемно-ориентированный анализ работы лицея за 2019-2020 учебный год: качество образования, проблемы, перспективы повышения эффективности обучения и воспитания на 2020-2021 учебный год". Дата проведения – 28.09.2020 г.

2.   Родительское собрание в 10 классе по теме "Результаты итоговой аттестации в 9 классе за 2019-2020 учебный год". Классный руководитель – Семахина Е.А., Антоненко А.В. Дата проведения – 02.10.2020 г.

 

 

Меню